Шахматы – превосходная игра, способствующая развитию стратегического мышления, умения правильно интерпретировать, анализировать информацию, делать корректные выводы. Обучение ребенка шахматам – правильное решение для любого родителя, желающего помочь ему в достижении жизненного успеха, причем это касается не чемпионских званий, а развития основных качеств, необходимых в учебе и работе. На первых порах не обязательно обращаться к профессиональной помощи, достаточно минимальных знаний об этой игре. Гораздо важнее – терпение, искреннее желание помочь, дружелюбие. Как именно строится обучение? Какие моменты являются основными? Разберемся в статье.
Деление на этапы
Обучение, разделенное на стадии, подходит для дошкольников и младших школьников. В возрасте 3-4 лет ребенок уже может концентрироваться на определенном занятии, как минимум, четверть часа. Этого вполне достаточно для освоения базовых понятий и принципов.
Наставнику обязательно нужно помнить о нескольких моментах:
- Веселье – важнейшая часть процесса. Фигуры превращаются в живых персонажей, солдат, генералов, кавалерию с уникальными навыками и характеристиками, шахматная партия – в масштабное сражение. При должной фантазии, партию вполне можно превратить в целый рассказ, азартный, волнующий, эмоциональный;
- Все начинается с простейших правил и ходов, постепенно осваиваются более сложные партии, стратегии, решения. Нужно помнить, что цель процесса – прививание интереса к шахматам, игре, позволяющей точнее следовать определенной жизненной стратегии, предсказывать ближайшие события, принимать верные решения;
- Максимальная длительность занятий на первых порах – 10 минут. Это гарантирует, что на протяжении всего урока ребенок будет сохранять концентрацию, подогревает интерес.
Принципы построения занятий
Шахматы – непростая игра, ее тонкости доступны не каждому взрослому, что уж говорить о детях, только делающих первые шаги. В ее изучении не удастся обойтись без умения концентрировать внимание, таланта, дисциплины. Обучение дошкольников должно учитывать, что некоторые навыки у них еще не сформированы в силу возраста, нельзя срываться на крик, пытаться объяснить слишком сложные понятия и термины. Новая информация подается строго дозированно, только так она может на 100% усваиваться.
Построить первый урок можно по следующей схеме:
- Знакомство с доской. Самым эффективным считается игровой, ассоциативный метод. Клетка – место солдата, доска – поле битвы;
- Знакомство с фигурами. Опять же, необходимо задействовать фантазию, ассоциации, каждая фигура – настоящий воин, солдат. Отличия в цветах обозначают противоборствующие стороны;
- Выполнение простых заданий. Пускай малыш сначала запомнит названия фигур, запомнит их расположение на доске, попробует повторить его.
Далее обучение усложняется, схема следующая:
- Закрепление простейших базовых моментов, уверенная самостоятельная расстановка фигур;
- Изучение игровых правил. Тут уже можно акцентировать внимание на деталях, но делать это простым языком, так, чтобы ребенок без проблем все понял. Важно закрепить знания о ключевых позициях – шахе и мате. При необходимости, они меняются на синонимы, к примеру, на “опасность” и “проигрыш”;
- Каждая изучаемая позиция сопровождается соответствующим расположением фигур на игровом поле. Однако не стоит ждать от ребенка мгновенного запоминания и повторения. Для воспроизведения и понимания нужно, по меньшей мере, 3 занятия.
Наконец, наступает время третьей стадии:
- Окончательное закрепление расстановки и ходов. Подсказки возможны только в том случае, если ребенок сам просит о них, либо допускает грубые ошибки;
- Розыгрыш партии. Перед началом нужно проговорить правила. Внимание акцентируется на недопустимых, запрещенных действиях;
- Первое время стоит поддаваться, помогать малышу победить, делать не явно ошибочные, но “слабые” ходы, которыми он может воспользоваться для улучшения позиции. Проигрыши не мотивируют ребенка, а вот победы, пускай и с небольшой помощью взрослого, наоборот, разжигают неподдельный интерес к игре;
- При проигрыше маленького ученика следует сразу же разыграть повторную партию, чтобы дать ему шанс реабилитироваться, не разочароваться в себе.
Конечно, всегда нужно помнить и о базовом правиле обучения. Цель – не воспитание мирового чемпиона, не взращивание гроссмейстера, а формирование увлеченности, любви к шахматам. Чрезмерное давление, попытки ускорить учебный процесс огромными объемами информации, длинными занятиями, “агрессивными” партиями – все это на корню убивает интерес, приводит к тому, что шахматы становятся не увлечением, приятным времяпровождением, а обузой, не доставляющей никакого удовольствия и, соответственно, не несут никакой пользы.