Большинство наших учеников только осваивают азы шахмат. В сегодняшней статье хотелось бы рассказать о том, как проходят занятия с начинающими, а также предупредить об основных ошибках, возникающих при обучении детей игре в шахматы с нуля. Во время занятий с юными дарованиями есть ряд очевидных правил, которым, к сожалению, многие тренеры не следуют.
Во-первых, шахматы – это игра, а игра должна приносить удовольствие. Когда ребенок познает азы шахмат, ему должно быть интересно, а значит следует воздержаться от монотонного рассказа. Практически в каждом методическом пособии роль первого урока отводится сказке про мудреца, придумавшего шахматы. Так вот, забудьте об этом. Ребенку сейчас это неинтересно. Когда он вырастет, научится играть- да, он с радостью узнает о том, откуда произошли шахматы. Но только не на первом уроке.
Во-вторых, фактор первого впечатления при общении с детьми играет еще большую роль, чем при занятиях со взрослыми. Это касается как самого педагога, так и методики проведения занятий. Если мы говорим о педагоге, то он должен быть опрятно одет и позитивно настроен. И, конечно же, он должен любить шахматы– иначе как он сможет передать эту любовь детям. Занятие не должно проходить по книжке, должен присутствовать элемент творчества, неожиданности и загадки. Тогда у ребенка создастся хорошее впечатление о шахматах- а это первой шаг на пути к большим результатам.
Ребенку тяжело заниматься исключительно шахматами все занятие- но ведь есть множество игр, в которых используются шахматная доска и фигуры. Они полезны для начинающих, но в то же дают необходимую разрядку в процессе занятий для детей, изучающих шахматы с нуля. Так, И.Г.Сухин предлагает следующие игры: волшебный мешочек, шахматный теремок, маленькая и большая, запретная фигура, а также сказки, для рассказа которых мы используем шахматные фигуры. Можно порекомендовать также интеллектуальные игры, использующие 64-клеточную доску: заяц и волки, шашки и уголки.
И последний аспект сегодняшней статьи: как должно заканчиваться шахматное занятие? Главное правило, которое действует не только при обучении игре в шахматы с нуля, но и для опытных юных шахматистов: каждое занятие должно закончиться на положительной ноте. Конечно, ребенка нельзя перехваливать, но его нужно ценить, нужно показать, как Вам важны его успехи, его старания- и тогда, возможно, в следующий раз он выдаст чуть-чуть больше, чем он сможет.
Зачастую азы шахмат детям преподают родители, уделять внимание своим детям и стараться дать им основы – это прекрасно. Но, пожалуйста, если Вы не уверены- доверьте это специалистам. Ведь одно плохо проведенное занятие может вызвать у ребенка отторжение к шахматам на всю жизнь.
Вы можете выбрать занятия в удобном для вас филиале либо предпочесть индивидуальные занятия на дому. Если Вы сомневаетесь — оставьте заявку, мы обязательно свяжемся с Вами.