Сколько раз говорили о том, что шахматы игра сложная и детям с ней справиться сложно. И сколько раз юные спортсмены опровергали это утверждение. 5 ноября в Греции завершился мировой форум сильнейших юных шахматистов. Нижегородскую область там представляли три спортсменки. Феномен этой сборной в том, что туда входят сильнейшие дети-шахматисты мира! Чтобы понять секрет успеха, мы решили опубликовать интервью президента Нижегородской федерации шахмат Ильи Завиваева.

— Илья Асафович, нижегородские шахматистки в последнее время приучили нас к своим победам. На этот раз ни одна из трёх спортсменок не привезла медали с первенства мира. Что случилось?

— Да, своими многочисленными успехами мы сами себя подставили. Женский «батальон» в Нижнем Новгороде очень и очень силён. У нас в каждом возрасте от 8 до 18 лет есть шахматистки, которые входят в десятку сильнейших в мире.

Само собой, и на этот раз девчонки отправлялись в Грецию за медалями. Но было одно «но». Катя Гольцева в свои 12 соревновалась с 14-летними, а Эмилия, которой 9 лет, играла с 10-летними. Год назад обе наши спортсменки играли со сверстницами и вошли в первую десятку. На этот раз подобное удалось только Кате — она стала восьмой.

Шестилетняя Эвелина стала самой младшей участницей турнира. А соревноваться ей пришлось с восьмилетними девочками. Для Эвелины это мировое первенство было первым в карьере. Мы только готовим её к будущим победам. Сейчас, набрав 4 очка, она с задачей справилась.

— Как вообще шестилетняя малышка может справиться с эмоциями первенства мира?

— Она не первая в нашей семье, кому в шесть лет приходится отправляться на международный турнир. Младшая сестра идёт по пути Эмилии. Шахматы в последнее время очень сильно помолодели, и сейчас 9-10-летний ребёнок проводит столько турниров, что их количеству могут позавидовать многие мастера.

— Что вы тогда скажете о Кате Гольцевой, которой, страшно подумать, — двенадцать! Пора стать гроссмейстером?

— Магнуса Карлсена (он действующий чемпион мира. — Ред.) до 12 лет никто особо не знал. Для шахматиста или шахматистки 12-13 лет — переломный момент. В этом возрасте спортсмен взрослеет мгновенно. Он либо переходит на новый уровень, либо заканчивает заниматься шахматами. Катя этот барьер взяла. Она мастер ФИДЕ, входит в десятку сильнейших в мире. Гольцева идёт по хорошему графику. И не идёт, а прёт, как танк. Таких упрямых трудолюбивых спортсменок ещё поискать.

— Для Кати шахматы — уже не детское увлечение. А как с этим дела у Эмилии и Эвелины?

— Дочки часто подкалывают меня и называют «президент», но я не забываю, что я их папа. И понимаю, что сейчас шахматы для них — отличный способ узнать окружающий мир. Они же учатся за доской не только сосредоточенности (а детские турниры также проводятся с классическим контролем, и партия может продлиться до 6 часов), учатся умению просчитывать ситуацию на несколько ходов вперёд (что пригодится и в жизни) или правильно распределить время. Они ещё и общаются с другими детьми со всего мира. Общаются на каком-то своём языке. Эмилия и Эвелина по-английски знают пару слов, но это не мешает им играть в догонялки с итальянками, индусками или иранками.

Когда дочки не сидят за шахматной доской, я вспоминаю, что они самые обычные дети. И несмотря на то что обе делают успехи в спорте, мне бы не хотелось ограничивать их только 64 клетками доски. Возможно, со временем они увлекутся чем-то ещё и там проявят себя.

Интервью основано на материале газеты “Аргументы и факты”