Шахматы – игра, стимулирующая развитие ребенка. Положительных эффектов множество. Она помогает развить пространственное воображение, умение мыслить логически, принимать грамотные решения без сторонней помощи, память. Неудивительно, что многие родители желают как можно раньше отдать ребенка в шахматы, намереваясь помочь ему в раскрытии талантов. Но правильна ли такая спешка? Какой возраст оптимален для начала занятий? Разберемся в данной статье.
Преимущества обучения шахматам
Достоинств множество:
- Сбалансированное развитие мозга. В процессе игры активируются оба полушария, развивается и логическое мышление, и интуиция, способность делать нестандартные ходы, способные сработать в конкретной ситуации;
- Укрепление нервной системы. При отсутствии медицинских отклонений, шахматы – исключительно благо. Партия помогает улучшить память, дает представление об абстрактном мышлении. На практике установлено, что дети, занимающиеся в клубе или персонально, в развитии опережают сверстников, достигают больших высот в учебе;
- Получение позитивных эмоций. Когда малыш поймет основы игры, он начнет искренне любить ее, получать удовольствие, а удовольствие – ключ к хорошему настроению;
- Развитие дисциплины. Шахматы требуют концентрации, выдержки, терпения, вдумчивого подхода к каждому перемещению фигуры. Ребенок, который воспитал в себе такие навыки – ответственный человек, умеющий принимать верные решения даже в сложной ситуации. Это помогает добиваться жизненного успеха.
Оптимальный возраст
Шахматы – не просто игра, это один из самых интеллектуальных, умственных видов спорта. Он формирует и развивает умения, способные пригодится с самых малых лет. Отсюда вывод – чем раньше начаты занятия, тем более ощутимым окажется результат.
Раньше бытовало мнение, что оптимальный возраст для старта обучения – начальная школа, 6 или 7 лет. Современные исследования показали, что максимальная “пластичность” мозга приходится на 3-х, 4-х летний возраст. В это время малыш как губка, впитывает все новое, приобретает больше и больше знаний об окружающем мире. Наглядным примером можно считать и гроссмейстера Гарри Каспарова. Первые шаги в шахматах он начал делать в 3 года, а в 4 уже был уверенным игроком.
Некоторые родители полагают, что малышу может не хватит усидчивости, чтобы всерьез подойти к обучению. Это не так. Практически удалось установить и подтвердить, что дошколята, если учебный процесс организован грамотно, с достаточной долей интереса, легко концентрируется на определенной деятельности.
Грамотный подход
Что больше всего нравится детям в 4, 5, 6 лет? Конечно же, игры! Игровая деятельность для них доминирует. Таким образом, учебный процесс в таком возрасте нужно основывать именно на игровых методиках. Например, многие преподаватели на первых занятия предлагают “забыть” о сильных фигурах на доске, в бой идут только пешки, ходы которых запомнить очень легко. Прочие фигуры вводятся постепенно. Это помогает исключить перегрузку новой информацией. Продолжительность занятий для малышей также ограничивается, это максимум полчаса, а иногда и четверть часа.
Самостоятельное обучение, персональный тренер или клуб?
Первые шаги лучше сделать самостоятельно. Большого запаса знаний не нужно, достаточно познакомить ребенка с фигурами, показать ему их ходы, рассказать несколько увлекательных историй, создать чувство заинтересованности. После этого можно подключать тренера, главное – довериться именно профессиональному преподавателю, не просто уверенному шахматисту, но педагогу, знающему, как работать с детьми.
Рекомендованный возраст для начала занятий в клубе – 4 года. Клубные занятия отличаются от персональных тренировок и самостоятельной учебы. Здесь постепенно начнет развиваться дух соперничества. Очень важно найти действительно хороший клуб, где наставники грамотно подбирают пары игроков, учитывают не только возраст, но и мастерство. Постоянные поражения, которые обязательно будут при разнице в опыте и классе, могут уничтожить интерес ребенка к игре, сформировать чувство обиды, нежелания продолжать. Хороший наставник исключит такой сценарий.
Итак, шахматы – это благо для ребенка. Развитие интеллекта, ответственности, дисциплины, выдержки – положительных эффектов множество. Конечно, нельзя решать за маленького человека самостоятельно. Он должен сам принять решение о том, что хочет начать заниматься этим видом спорта. Родителям же нужно вовремя подтолкнуть его к такому решению, дать первичное представление, заинтересовать, начать играть с ним, а потом поинтересоваться, хочет ли он начать играть с другими детьми, узнать что-то новое при помощи профессиональных педагогов.