Многие педагоги, специалисты в области медицины, психологии едины во мнении, что шахматы – это благо для ребенка. Они стимулируют развитие умственных способностей, логического мышления, памяти. По результатам исследований напрашивается однозначный вывод: дети, увлекающиеся шахматами, более успешны в обучении, дисциплинированы, спокойны, могут принимать корректные решения в нестандартных, сложных ситуациях. Конечно, добиться результата можно лишь при грамотном подходе. Как правильно начать обучение? Какие моменты учесть? Разберемся в статье.

Оптимальный возраст

Педагоги считают, что научить шахматам можно любого ребенка. Достаточно творчески подойти к процессу, отыскать верный подход. Конечно, учитель должен обладать минимальным опытом и пониманием игры, большего на первых порах не требуется. Познакомить малыша с фигурами, доской можно в 3 года, когда у него уже неплохой лексический запас, он активно осваивает окружающий мир, играет, лепит, рисует. Учителю всегда нужно помнить, что основная задача – не воспитание гроссмейстера, а стимуляция общего развития, формирование нового интереса.

Польза занятий

Игра в шахматы позволяет развить следующее:

  • Рассудительность, умение логического мышления. Каждое перемещение фигуры по доске должно быть со всех позиций продумано, иногда нужно мыслить на несколько ходов вперед, предсказывать действия соперника;
  • Творческие навыки, креативность. Иногда одной логикой не удается понять правильный ход, так что во время игры функционируют оба полушария;
  • Усидчивость, дисциплина, сдержанность, длительная концентрация внимания, спокойствие и другие навыки, которые помогают добиться успеха не только на спортивном поприще, но и в жизни.

Формирование интереса

Что больше всего интересует маленьких непосед? То, что родители запрещают. Основываясь на этом принципе, можно обеспечить заинтересованность ребенка. Перед непосредственным знакомством можно “невзначай” оставить доску с фигурами на столе, разыграть партию с другом или знакомым. Конечно, кроха будет задавать вопросы, интересоваться, просить поиграть, но нужно четко обозначить позицию: это – взрослая игра, сначала нужно вырасти. Потом коробка с фигурами убирается в такое место, где ребенок ее точно не найдет.

Нельзя поддаваться эмоциям и потакать просьбам. Через пару недель или месяцев (срок индивидуален), можно торжественно сказать малышу, что он достаточно вырос и готов к знакомству с шахматами. Здесь главное – не переборщить. Первое знакомство должно быть коротким, 10-15 минут, сначала все ограничивается визуальным изучением фигур, доски. Дополнительно подогреть интерес можно, найдя тематический мультфильм или рассказ.

Полезные рекомендации

Чтобы на первых порах обучение было успешным, результативным, достаточно следовать нескольким советам и приемам:

  • Рассказы о происхождении шахмат. Они увлекают малыша, помогают ему понять всю мощь и историчность игры;
  • Сравнение доски с полем сражения. Каждая фигура на поле – боец. Пешка – обычный солдат, король – полководец. Такие сравнения делают фигуры “живыми”, взаимодействовать с ними становится гораздо интереснее;
  • Одна фигура – один урок. Начинает все, конечно, с простого, с пешек, партия играется только ими. Далее можно ввести слонов, ладей, коней и главные фигуры;
  • Пусть малыш сам учится делать, как минимум, простейшие вещи. Самостоятельная расстановка фигур – отличный вариант. При необходимости, стоит помочь ему, подбодрить, похвалить;
  • Реальная партия. Конечно, с оговорками и подсказками. Во время игры можно напоминать, как ходит та или иная фигура, если ребенок начнет путаться. Главное – спокойствие и готовность в любое время прийти на помощь. Откровенно поддаваться не следует, но вот прощать мелкие оплошности – обязательно. Пускай малыш чувствует силу, уверенность, верит в свои способности;
  • Покупка красивого шахматного набора. Обычные деревянные фигуры для ребенка слишком утилитарны и просты. Лучше обзавестись сувенирными шахматами, более красивыми и оригинальными, играть с ними интереснее и приятнее. Покупка откровенно “детского” комплекта – не лучшее решение, “взрослый” набор ребенку интереснее, он помогает чувствовать всю значимость и солидность игры.

Конечно, во время обучения можно использовать специализированную литературу. Написано немало шахматных пособий и справочников, ориентированных именно на обучение малышей. Можно и даже нужно привлекать сверстников, друзей со двора или детского садика. Совместная учеба однозначно веселее, более того, дети вполне могут разыграть партию между собой. Основополагающий момент – помнить, что цель обучения – не достижение спортивных успехов, не стремление стать чемпионом мира, а развитие навыков, приятное времяпровождение и радость малыша.