школа шахмат для детей и взрослых
EduCamp — лагерь для всей семьи.
Школа шахмат EduChess в ВКонтактеШкола шахмат EduChess в ТвиттереШкола шахмат EduChess на FacebookШкола шахмат EduChess в Instagram
Школа шахмат EduChess в ВКонтактеШкола шахмат EduChess в ТвиттереШкола шахмат EduChess на FacebookШкола шахмат EduChess в Instagram

Тренеры

Козлов Геннадий

Шахматный тренер Козлов Геннадий

Педагог и ребенок должны быть на одной волне.

Один из создателей EduChess, организатор турниров и преподаватель школы шахмат для детей и взрослых Геннадий Козлов настолько увлечен своей работой, что когда он просто начинает рассказывать о занятиях или о том, как он пришёл в шахматы, то слушающие сами начинают хотеть освоить эту древнюю игру. Что уж говорить о занятиях, на которые дети ходят практически не пропуская!

- Гена, сколько лет ты уже с шахматами на "ты"?

- Шахматами я занимаюсь с 5 лет. Хотя на первой фотографии, где есть одновременно я и шахматы, мне около 2 лет. Но там я больше наблюдаю за происходящим - папа тогда играл с братом. Так что между моим первым знакомством с шахматами и началом занятий прошло достаточно много времени. Откровенно говоря, на первом занятии я не был в восторге от этой игры (да и первого занятия не случилось толком, я покидал все фигуры и ушел). Однако со второго нам с шахматами удалось найти общий язык, а мой первый тренер дал мне главное - любовь к этой игре. Собственно, с тех пор я в мире шахмат уже 20 лет.

- А как ты попал в преподаватели?

- Вообще в год поступления в университет у меня была дилемма - отправиться на мехмат (все-таки с математикой у меня было очень хорошо) или на педагога. Помогла с выбором всероссийская спартакиада среди школьников. Я отправился защищать честь СЗФО, а когда вернулся- на мехмате уже закончился набор, так что выбора особого не оставалось. Не менее оригинально я и начал свою педагогическую деятельность. Конечно, я регулярно помогал знакомым тренерам на турнирах (благо уровень позволяет это сделать), но начать полноценно работать сам не был готов морально. Помог дружеский спор. Я его успешно проиграл- и отправился преподавать шахматы. А там уже понеслась. И не спрашивайте, как я преподавал в начале своей педагогической карьеры - опыт, сын ошибок трудных.

- Не пожалел о сделанном выборе?

- Нет, конечно! Мне очень нравится работать с детьми. Хотя и здесь много сложностей. Особенно труден второй год. Это как в вождении. Ты вроде бы уже знаешь, что и как объяснять, знаешь материал каждого урока. Но если вдруг ты начинаешь это делать на автомате, без творчества, скатываясь в рутину- все, ты тут же кончаешься как педагог. Поэтому постоянно важно придумывать что-то новое, добавлять новые приемы в работу- это самое сложное, но в то же время и самое интересное- ты постоянно растешь, не остаешься на одном месте.

- Может, в этом и заключается ответ на вопрос, как заинтересовать ребенка и зажечь его преподаваемым предметом?

- Вполне возможно. На мой взгляд, чтобы чем-то заинтересовать, нужно обязательно объяснять понятно, весело и актуально. Педагог и ребенок должны быть на одной волне. Поэтому я смотрю мультики для детей и использую на занятии мягкие игрушки - дети понимают, что у нас есть общий интерес, соответственно шахматы тоже могут стать одним из них. Ладно, окей. Мне просто нравятся мягкие игрушки и мультики.

- Какие у тебя хобби?

- Очевидно, мое главное хобби - это шахматы. А то, что это одновременно и то, чему я посвящаю большую часть своего времени, - это ведь только плюс. Но и другие хобби у меня тоже, конечно, есть Люблю картинг, американский футбол. В общем, выбрал себе в увлечения то, что очень плохо развито у нас в стране.

- Продолжи фразу: "Шахматы - это..."

- Игра. Развивающая, полезная, интересная, сложная, разносторонняя. И спорт это тоже, и искусство. Но в первую очередь это игра, от которой нужно получать удовольствие!

Гныдка Ярослав

Шахматный тренер Гныдка Ярослав

Хочу, чтобы весь мир научился играть в шахматы

Ярослав Гныдка никогда не сидит на месте и все время чем-то занимается: организует шахматные турниры, продумывает тематические программы для лагерей выходного дня и детских туров за границу, совершенствует себя в преподавательском мастерстве. Являясь одним из создателей, а также генеральным директором образовательного центра EduChess, Ярослав не перестает повторять о том, что «продвигать» различные виды образования, и прежде всего обучение шахматам, в России не только важно, но и интересно.

- Ярослав, и наш первый вопрос. Почему шахматы?

- Шахматами я занимаюсь уже 16 лет. После первой сыгранной партии понял, что это моё. Это же безумно интересно! Уже в 9 лет я решил, что свяжу свою жизнь с этой игрой. Шахматы для меня – это сила, которую я могу почувствовать в себе. Когда мы создали наш центр, я осознал, что мне всегда хотелось делать что-то значимое и важное, работать с детьми, учить их тому, что самого меня зажигает изнутри. Мне нравится руководить EduChess, ведь наша команда продвигает образование в массы, а значит, дает возможность детям узнавать что-то новое и интересное об окружающем их мире. Мне кажется, это очень круто!

- Тебе постоянно приходится работать с детьми. Согласен ли ты с мнением, что для такой работы нужно иметь стальные нервы?

- При работе с детьми, безусловно, нужно запасаться терпением. Эмоции, которые я испытываю при работе, напрямую зависят от ребенка, с которым мне приходится работать. Но признаюсь честно, я чаще испытываю положительные, нежели отрицательные эмоции. Бывает сложно, когда ребенок тебя не понимает. Тебе приходится задумываться о том, что же ты сам делаешь не так, изучать самого себя. И это всегда очень трудный процесс. В отличие от нас, взрослых, дети всегда легко и быстро могут найти выход из любой ситуации. Я не перестаю этому удивляться. И еще, они всегда достигают тех результатов, которые ты им поставишь, и это феноменально!

- А что бы ты мог преподавать, если бы в твоей жизни когда-то не появились шахматы?

- Я думаю, что мог бы преподавать все. Я педагог в душе. Мне вообще кажется, что залог успешного преподавания в том, чтобы принимать и себя, и ребенка таким, какие вы есть. Только так можно установить контакт. И я смог убедиться в этом на своем многолетнем опыте.

- Ты так горишь тем, что ты делаешь. А хватает сил и времени у тебя на что-то кроме работы?

- Конечно! Я думаю, что развиваться нужно всегда и в разных направлениях. Человек никогда не должен стоять на месте. У меня много хобби: спорт по утрам, танцы, музыка, серфинг, футбол, путешествия, кулинария. Единственное, что я никак не могу заставить себя полюбить – это чтение.

- У тебя есть мечта?

- Да, я хочу, чтобы весь мир научился играть в шахматы!

Рендаков Сергей

Шахматный тренер Рендаков Сергей

У меня наполеоновский план - вырастить чемпионов

Сергей Рендаков живет своей профессией. Когда он рассказывает о занятиях с детьми, он невольно сам начинает проводить занятие по шахматам для того, кто спрашивает его об этом. Да так, что становится интересно и понятно любому! Дисциплина на занятиях как залог успеха, ответ на вопрос, почему у мальчиков получается лучше играть в шахматы, чем у девочек, и важность общего языка между учеником и преподавателем - все это в интервью, которое дал нашей редакции Сергей.

- Сергей, сколько лет ты уже занимаешься шахматами?

- В шахматы я играю с пяти лет. В детстве видел, как мама с папой играют. Все это очень увлекательно смотрелось со стороны, я решил, что это интересно. Сейчас я уверен в этом на 100 процентов. В пятом классе я стал чемпионом среди детей в своей республике. Это была моя первая крупная победа, которая подтолкнула меня к тому, чтобы совершенствоваться в этом деле дальше. И хоть я не сразу пришел к преподаванию шахматами, никогда не забывал этой игры.

- Твой преподавательский стаж - 3 года. Что самое сложное при работе с детьми?

- Сложнее всего - найти подход к ребенку. Ведь нет универсальной формулы, которую можно использовать при работе с каждым. С кем-то нужно больше говорить, кому, наоборот, предоставить самостоятельность. Важно находить общий язык с учеником, объяснять все в форме игры, так чтобы заинтересовать. А это возможно только тогда, когда то, о чем ты рассказываешь, прежде всего, нравится тебе самому. Только тогда можно увлечь.Еще мне кажется, что огромное значение для хорошего обучения имеет дисциплина. Если ее не будет - шахматам научить невозможно!

- А какие цели ты ставишь перед собой, когда идешь на занятия с детьми? Каких бы результатов ты хотел, чтобы они добились?

- Честно сказать, в этом направлении у меня наполеоновские планы - хочу вырастить чемпионов. Чтобы они выигрывали. Довести до своего уровня - первый, второй разряд, КМС. У них сейчас много возможностей, чтобы добиться чего-нибудь. Огромное количество шахматных турниров проходит ежемесячно. Мне повезло в этом плане: в моих группах много перспективных ребят. И я их готовлю психологически и физически к турнирам.

- У кого получается играть в шахматы лучше: у девочек или у мальчиков?

- Конечно, у мальчиков! Просто это физиологические особенности. Мужчины, прежде всего, выносливее, у них лучше концентрация. Да и в шахматах нужно продумывать атаки, а это мальчикам больше нравится, они более девочек склонны к этому. Хотя, конечно, истории известны великие шахматистки.

- Чем ты занимаешься в свободное от работы время?

- Люблю поиграть в футбол, а в отпуске часто езжу в горы. В Осетии я был практически везде. Мне нравятся горные пейзажи, чистый воздух, сама атмосфера этих мест.

- Продолжи фразу "Шахматы - это..."

- Шахматы - это спорт, наука, искусство и даже музыка!

Бельский Владислав

Шахматный тренер Бельский Владислав

В шахматы меня привела одноклассница

Устанавливать контакт с детьми Владу Бельскому помогает хорошее чувство юмора. На его занятиях никогда не бывает скучно. В прошлом успешный КВНщик, этот преподаватель постоянно придумывает что-то новое и может увлечь игрой в шахматы любого. Об интересных случаях на занятиях, любви к физике и стихам, а также об эмоциях, возникающих при работе с детьми, он рассказал в своем интервью.

- Влад, а как ты пришел в шахматы?

- Я занимаюсь шахматами с 2001 года, на первое занятие меня привела одноклассница, которая была одной из учениц в местной шахматной школе. Мне повезло, мой преподаватель был интересным человеком с отличным чувством юмора. Поэтому на его занятиях всегда было весело. И не полюбить шахматы с ним было невозможно. С 15 лет я стал ездить в шахматные лагеря вожатым и тренером. У меня неплохо получалось работать с детьми. И мне это безумно нравилось. Наверное, уже тогда мне стало понятно, что шахматам в моей жизни будет отведено важное место, точно так же, как и преподаванию.

- Дети имеют нестандартный взгляд на вещи. Какие интересные случаи происходили у тебя на занятиях?

- Однажды один из моих учеников, который только пришел учиться играть в шахматы, обыграл известного шахматиста в режиме "онлайн". Я тогда долго не понимал, как это возможно. Оказалось, что ребенок водил пальцем по планшету совершенно рандомно. Но эта ситуация меня очень сильно удивила. В нашей практике есть место и смешным случаям с участием взрослых. Однажды дядя, который приехал издалека, пришел на занятие забирать своего племянника, которого он видел только на фотографии. Но он перепутал двух мальчиков и хотел уже увести с собой другого ребенка. Правда, мы не позволили ему это сделать и помогли разобраться, какой из мальчиков все-таки его племянник.

- Если бы не шахматы, что бы ты мог преподавать?

- Честно? Физику! Безумно ее люблю, только прекрасно понимаю, что тогда мне пришлось бы потратить очень много времени на ее детальное изучение, ведь преподавать что-то хорошо с поверхностными знаниями невозможно, да и неинтересно самому. Как можно вырастить профессионалов в том, в чем ты сам разбираешься средне?

- Какие же в тебе еще скрываются таланты помимо любви к физике? Чем тебе нравится заниматься в свободное время?

- С семи лет я сочиняю стихи. Помню, даже в юности удалось выиграть пару конкурсов. В школе и студенчестве я долгое время играл в КВН, сейчас люблю посидеть с друзьями-КВНщиками. Нравится футбол. Но на данный момент я большую часть времени все-таки посвящаю работе.

- Кстати, а что тебя больше всего в ней привлекает?

- Конечно, сама возможность рассказывать о любимой игре детям! После того, как видишь их искреннюю радость и заинтересованность, настроение поднимается в разы, а такое понятие как "стресс" вообще уходит на задний план.

Романов Станислав

Шахматный тренер Романов Станислав

Моя мечта: вырастить чемпиона и отличного человека в одном лице

В жизни Стаса Романова огромное место занимает футбол. И если бы не шахматы, то он с легкостью мог бы преподавать основы этой спортивной игры или просто физкультуру. Ведь вторая большая страсть в его жизни - дети, вернее преподавание последним чего-то интересного и необычного.

- Стас, а когда ты начал заниматься шахматами?

- С семи лет, то есть совершенствуюсь в этом деле уже 14 год. Я безумно люблю шахматы, поэтому преподавание этой игры дает мне море удовольствия. Шахматы нравятся мне своим духом соперничества. Это, прежде всего, борьба умов.

- Наверное, ты без труда находишь общий язык с детьми.

- В большинстве случаев - да. Важно подстраиваться под характер и особенности каждого ребенка и учитывать их, тогда все получится. Нужно уметь сочетать в себе два необходимых преподавателю качества: гуманность и профессионализм. И, конечно, иметь собственное видение тренировочного процесса.

- Это, правда, что если бы не шахматы, ты бы мог преподавать футбол?

- Конечно! Это моё главное хобби. Я обожаю смотреть футбол, бывало, на выходных за день смотрел по 6-7 матчей, безумно люблю играть, в своей команде я капитан, а в лиге, в которой выступает команда, журналист.

- У тебя есть мечта?

- Мне кажется, мечта есть у всех, а если говорить о ремесле тренера, то я определенно хочу вырастить чемпиона мирового уровня, а так же отличного человека в одном лице.

Недялкова Кристина

Шахматный тренер Недялкова Кристина

Шахматы — это полезно и увлекательно!

Кристина Недялкова занимается шахматами с 6 лет. Став профессионалом в этом деле, она захотела рассказывать о том, что знает сама, подрастающему поколению. Ведь, по мнению девушки, именно, поделившись своими знаниями с другими, можно достигнуть прогресса общества в целом.

— Кристина, расскажи, как ты пришла в шахматы?

— Я занимаюсь шахматами с 6 лет. Первое время было непросто, все эти комбинации вызывали у меня недоумение, непонимание, затем, когда я стала понимать что, зачем и где, сам процесс изучения шахмат начал приносить мне удовольствие. Я была в восторге от игры и одновременно развивалась. Мышление стало гораздо глубже. Я легче усваивала учебный материал, получение новых знаний приносило мне радость, и это позволило выработать во мне постоянную тягу к знаниям. Позже я поняла, что хотела бы рассказывать о шахматах другим.

— А что самое сложное в работе с детьми, на твой взгляд?

— Самое сложное — находить подход к каждому ребенку. Важно учитывать его состояние, видеть эмоции, от этого напрямую зависит методика преподавания, ведь на раннем этапе самое главное — сохранение интереса ребенка к самой игре. Я часто занимаюсь с совсем маленькими детьми, и изучение новых названий, терминов и понятий не всегда легко им дается. Очень интересно, когда у одного ребенка ферзь — это "ферзик", а у другого — "персик". Еще дети часто понимают в буквальном смысле многие "процессы" в шахматах, например, когда фигуру впервые в их жизни нужно съесть другой фигурой, представляют, что у нее рот и начинают делать вид, что она действительно "ест".

— А что бы ты могла преподавать, если бы в твоей жизни не было шахмат?

— Интересный вопрос. Думаю, что танцы, английский, химию, математику и экологию.

— А кто все-таки играет в шахматы лучше: мальчики или девочки?

— Никогда не замечала закономерности в этом вопросе, мальчики, как правило ходят чаще, но, думаю, что способности у всех равны.

— Продолжи фразу "Шахматы — это.."

— Шахматы — это полезно и увлекательно!

Александр Дементьев

Шахматный тренер Александр Дементьев

Однажды меня обыграл 8-летний мальчик

Человек-улыбка Александр Дементьев заряжает детей хорошим настроением. Молодой, но перспективный педагог знает главный секрет успешной работы с детьми - искреннее стремление понять ребенка и взглянуть на вещи его глазами.

- Саша, начнем с нашего традиционного первого вопроса. Как ты попал в шахматы?

- Шахматами я начал заниматься в семь лет. Когда я был в первом классе, у нас в школе даже был отдельный предмет. Весь класс просто загорелся этой игрой. Только вот не все впоследствии продолжили этим заниматься. А вот в преподавание я пришел благодаря Ярославу Гныдке и Стасу Романову - преподавателям EduChess. Именно они навели меня на этот путь. Преподавание оказалось очень увлекательным, но в то же время ответственным делом. А когда чувствуешь, что приносишь пользу подрастающему поколению...Дух захватывает!

- А что самое сложное в работе с детьми?

- Мне кажется, что в работе с детьми самое сложное - это их родители (смеется). А если честно, важно уметь находить контакт с ребенком, тогда сложностей не будет возникать. Еще нужно постоянно совершенствоваться! А то дети обгонят, и им с тобой станет неинтересно. Вот меня однажды обыграл 8-летний мальчик. Я тогда не поверил своим глазам. Потом я, конечно, взял у него реванш, но этот эпизод навсегда останется в моей памяти.

- А что бы ты преподавал, если бы в твоей жизни не появились шахматы?

- Я бы преподавал английский и историю. Считаю, что любовь к отчеству начинается с хорошего знания своих корней. А английский я всегда знал хорошо. Это ведь международное средство коммуникации

- Саш, у тебя наверняка много увлечений...

- Моё главное увлечение - это футбол, в который я играю с детства, и музыка. Обожаю петь и играть на гитаре. Очень люблю Москву. Иногда устраиваю себе небольшие одиночные прогулки по столице. Могу сколько угодно рассказывать о том, как она прекрасна. А еще я очень люблю родину. У меня даже есть мечта - путешествовать и рассказывать всему миру о том, насколько красива наша Россия.

- Продолжи фразу: "Шахматы - это..."

- Шахматы - это игра прошлого, настоящего и будущего.

Наталья Белоконова

Шахматный тренер Наталья Белоконова

Шахматы — это целый мир, в который один раз погрузился и уже не вынырнешь

И хоть мужская часть нашего образовательного центра упорно считает, что мужчины играют в шахматы лучше женщин, девушки, не слушая никого, продолжают брать новые высоты. Наташа Белоконова успевает не только объяснять детям, какой правильный ход нужно сделать в той или иной ситуации игры, но и путешествует автостопом, ходит в горы, занимается большим теннисом и даже учится играть на гитаре и губной гармошке!

- Наташ, у тебя так много увлечений! Почему ты решила остановиться на шахматах и сделала их своей профессией?

- Шахматами я занимаюсь примерно с 11-ти лет. Я уже точно не помню, когда папа впервые решил мне рассказать об этой игре. Однако, я быстро увлеклась и мы постоянно с ним играли. Позже, я участвовала в школьных и межшкольных (командных) соревнованиях, и выигрывала, однако, моих побед было мало для дальнейшего участия всей команды. Однако, интерес к игре всегда сохранялся и сейчас у меня есть огромное желание делиться знаниями и опытом с детьми в этом русле. Поэтому я здесь. Шахматы - это ведь не просто развлекательная игра или вид спорта, это философия, целый мир, в который один раз погрузился и уже не вынырнешь.

- Не сложно работать с детьми?

- Интересно. А если говорить о трудностях, то самое сложное в работе с детьми - это умение заинтересовать их и, в целом, привлечь внимание к изучаемому предмету. Поэтому преподаватель должен владеть определенными психологическими и педагогическими навыками и методиками при работе с детьми. И, конечно, постоянно совершенствоваться! А вот чтобы найти правильный подход к ребёнку, для начала нужно просто любить детей. Нужно быть добрым и отзывчивым: важно создавать дружелюбную атмосферу, чтобы от тебя самого исходил тот свет, благодаря которому ребенок будет тебе доверять.

- Что бы еще, кроме шахмат, ты могла бы преподавать?

- Я по профессии - учитель русского языка и литературы. Так что кроме шахмат могу преподавать эти предметы.

- У тебя есть мечта?

- Да, из осуществимого - покорить Эльбрус и на мотоцикле отправиться в кругосветное путешествие. А из неосуществимого - чтобы в этом мире не было проронено ни единой слезы ребёнка. В свое время меня впечатлила фраза Ф.М. Достоевского: "Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребёнка".

Глеб Ковальский

Шахматный тренер Глеб Ковальский

Увлекусь с ребятами и часто забываю о конце урока

Глеб Ковальский считает, что шахматы это, прежде всего, бесконечность возможностей. Ведь какая игра, как не эта, может развить в тебе способности к логическому мышлению, концентрацию, окунуть в атмосферу средневековья и даже дать шанс заговорить с детьми на одном языке.

- Глеб, с чего начинается твоя шахматная история?

- Я уже и не помню, кто и как мне рассказал правила, мне кажется, что шахматы всегда были в моей жизни, но далеко не на первом месте. Так, игра на вечерок, когда делать нечего. Но позже, когда я напал на рыцарские романы и "заболел" этим духом средневековых баталий, я просто не мог обойти шахматы. В них и продуманные стратегии, и термины из тактик реальных битв.

- Расскажи, как тебе работать с детьми? Что самое сложное?

- Мне очень нравится! А про самое сложное, если честно, не знаю. С совсем маленькими детьми трудно долго заниматься одним делом, но это их особенность, а не моя трудность. Так что, даже не придумаю ничего. О, бывало, увлекусь с ребятами и забываю о конце урока! А недавно был очень интересный случай. Один мальчик так сильно расстроился, когда закончился урок. Чуть ли не до слез. Я начал его утешать, мол, скоро обязательно сыграем, домашнее задание придумал... Оказалось, его просто ждал после урока поход к зубному. А я-то подумал, что ему не понравилось что-то в моем преподавании.

- А как найти общий язык с ребенком знаешь?

- Думаю, да. Хотя дети все очень разные. И то, что подойдет одному, второму может быть совершенно непонятно. Но важно поговорить с ребенком, с его родителями, чтобы определить характер среды, в которой он находится дома.

- Что бы ты мог преподавать, если бы в твоей жизни не появились когда-то шахматы?

- Сноуборд, виндсерфинг, путешествия, историческое фехтование. Все это - мои большие увлечения, о которых я бы с радостью смог поведать другим!

- Продолжи фразу "Шахматы - это…"

- Шахматы - это бесконечность возможностей!

Анастасия Семенова

Шахматный тренер Анастасия Семенова

В ребятах нужно воспитывать целеустремленность

Анастасия Семенова для ребят мама и старшая сестра: и сказку про шахматы придумает, и успокоит, если что-то не получилось, и научит новым сложным игровым приемам. На вопрос "Кому легче научиться играть в шахматы: мальчикам или девочкам?" Настя с уверенностью отвечает: "Всем". По мнению девушки, хорошо и быстро учится тот, кому интересно, а вот создание интереса — это и есть первая и основная задача преподавателя.

— Настя, расскажи, как ты пришла к преподаванию шахмат?

— Меня всегда интересовали шахматы. Могу часами играть в них. А вот работа с детьми — это и вовсе моя большая страсть. Это ведь всегда очень интересно и необычно. Я по образованию учитель начальных классов. Так что, если бы в моей жизни не было шахмат, я бы все равно работала с ребятами. Я могу преподавать все предметы, входящие в курс начального образования. Кроме этого в свое время я проходила обучение в школе волонтеров, и могу заниматься с детьми с ограниченными возможностями.

— Думаю, с таким большим опытом ты с легкостью ответишь на вопрос, что самое сложное в работе с детьми.

— Мне кажется, самое сложное и самое важное в работе с детьми — развивать у них не только знания и умения, но и такие качества, как целеустремленность, терпение и как ни странно доброжелательность. Дети часто агрессивно относятся к своему товарищу, если тот выиграл, и этот момент нельзя упускать, нужно доступно объяснить малышу, что игра – остается игрой и это все «понарошку».

— Расскажи какой-нибудь интересный случай из преподавательской практики!

— Однажды, я занималась с малышом, которому только исполнилось четыре года, и мы как раз начали проходить пешечный бой, и в тот момент, когда его пешку должны были «съесть», он схватил ее, и плача говорил, что не хочет, чтобы его "пешечку" кушали. Глупо было его просто так успокаивать, и мы решили придумать с ним целую добрую историю про то, как друзья — белые фигуры, встречают после долгой разлуки друзей – черные фигуры. Видели бы вы с какой радостью он играл в эту игру. Сейчас, конечно, он уже спокойно воспринимает стандартные правила, но как мы к этому пришли, мне кажется, очень забавным.

— А чем ты занимаешься в свободное время?

— Ооой, я очень люблю заниматься творчеством, рисовать, фотографировать, писать сказочки для малышей, писать бумажные письма, люблю посещать различные выставки художников, и гулять в лесу. Еще я люблю бегать, кататься на лыжах, на велосипеде, ахах, я могу продолжать вечно!

— Продолжи фразу: "Шахматы — это..."

— Шахматы — это работа над собой, которая приносит удовольствие.

...и многие другие наши тренеры...


поделиться:

Обратный звонок