школа шахмат для детей и взрослых
обучаем с 2011 года
EduCamp — лагерь для всей семьи.
Школа шахмат EduChess в ВКонтактеШкола шахмат EduChess на FacebookШкола шахмат EduChess в Instagram
Школа шахмат EduChess в ВКонтактеШкола шахмат EduChess на FacebookШкола шахмат EduChess в Instagram

Шахматный тренер Екатерина Богомолова

Екатерина Богомолова шахматами увлекается с детства — играть научилась в четыре с половиной года, а в шесть с половиной уже участвовала в своем первом чемпионате Москвы. Кроме шахмат, занимается детской психологией и нейропсихологией, и, как психолог, уверена: шахматы не только интересны, но и полезны!

— «Нейропсихология»? Звучит серьезно! Можешь рассказать кратко: что это такое и причем здесь шахматы?

— Нейропсихология — наука о мозговой организации психических процессов. Иными словами, это одна из тех научных дисциплин, что наводят мосты между нашим мозгом (его структурной и функциональной организацией), нашей психикой — мышлением, памятью, восприятием, вниманием, эмоциями, личностью — и нашим поведением. На примере решения шахматных задач изучал мышление еще автор первого теста интеллекта Альфред Бине. Так что шахматы тут очень даже причем.

— А если чуть-чуть конкретнее?

— «Чуть-чуть»? Боюсь, не получится *смеется*. Нейропсихология шахмат — тема мало изученная и чрезвычайно обширная. Не мышлением единым… Простой пример: «прозевал» шахматист фигуру или пропустил простой тактический удар. Почему? Часто можно услышать, как прозевавшего ругают за то, что он не подумал перед ходом, отвлекся, или, попросту, «играть не умеет». Действительно, плохая концентрация внимания или недостаточный уровень шахматного мышления — возможные причины «зевка». Но далеко не единственные! Весьма вероятно то, что и концентрация, и мышление на высоте, а дело в сложностях с переключением внимания; возможно, в свою очередь связанных с индивидуальными особенностями организации зрительного пространства. Или же игрок так увлекается какими-то своими идеями, настолько углубляется в сложные подсчеты, что застревает в них, и на остальное (пусть даже и самое очевидное) попросту не хватает ресурсов… Проблема может быть связана с работой совершенно разных отделов мозга: тут необходим дифференциальный, индивидуальный подход. Для полноты картины можно вспомнить, как в 2006 году в матче с компьютерной программой мат в один ход прозевал действующий чемпион мира Владимир Крамник. «Зевок века», как сказала Жужа Полгар, а сам Владимир так и не сумел объяснить, что на него нашло… Не так все просто и понятно с шахматами, как «плохо подумал» или «хорошо подумал»!

— Это понятно, что не все понятно: не даром люди играют в шахматы уже тысячи лет. Но все-таки чем, по-твоему, интересны именно детские шахматы, в чем польза раннего обучения с точки зрения психологии?

Про пользу я ничего нового не скажу: раннее начало занятий способствует развитию логического и пространственного мышления, памяти, зрительного внимания и восприятия, а также эмоционально-волевых качеств… Не сомневаюсь, обо всем об этом вы уже где-то слышали, а то и не один раз; и это верно. Так что подойду к вопросу чуть с другой стороны. Некоторые ребята начинают заниматься очень рано, в 3 года, но большинству начинающих шахматистов 4-6 лет. Это возраст расцвета сюжетно-ролевой игры, игры как процесса; шахматы, казалось бы, тоже игра, но игра совсем другого толка: игра по жестким формальным правилам, игра на результат. Тут очень интересный и очень тонкий момент: перед тренером стоит задача со временем превратить искренний и непосредственный интерес учеников к шахматным фигуркам в интерес к шахматам. Привить не только и не столько некоторые формальные шахматные навыки, но любовь и уважение к игре, готовность работать, чтобы развивать свое мастерство дальше… Любое обучение — не просто вложение знаний; это всегда со-творчество ученика и учителя. С психологических позиций процесс постепенного становления шахматного мышления и личности шахматиста также необычайно интересен. Даже, я бы сказала, по-своему он необычайно красив. Как хороший шахматный этюд *смеется*.

— Правда?

— Истинная правда!

— Мне кажется, что я уже знаю твой следующий ответ, но, все же: закончи, пожалуйста, фразу. «Шахматы — это…»

— «Искусство»? Верно! И спорт. Когда-то давно я бы, наверное, сказала, наоборот: сначала — спорт, затем — искусство. Но порядок тут, как мне сейчас кажется, не особо важен. И еще в шахматах есть немного от науки, хотя собственную, внутреннюю научную составляющую шахмат несколько подточил компьютерный анализ. Но, я уверена — с какой бы умопомрачительной скоростью не набирали силу шахматные программы и каких бы высот они не достигли, интерес к живой игре человек-с-человеком не исчезнет никогда, как и старые партии — шедевры шахматного искусства, сколько их не «опровергай» сверхточным многоходовым расчетом, не потеряют своей ценности. Сейчас есть тенденция к отрыву от истории; но это, хочется верить, проходяще.

— Мне тоже! И последний вопрос: расскажи что-нибудь о себе. Чем увлекаешься кроме шахмат и психологии?

— Спортивный туризм, музыка, литература… и многое другое, на что, к сожалению, не часто хватает времени. Я человек увлеченный и увлекающийся: если за что-то берусь — стараюсь доводить до конца, работать с полной отдачей. Но при этом важно не зацикливаться сверх допустимого, чтобы не «замыливался» взгляд — и тут хобби, конечно, приходят на помощь.

Рейтинг: 5 из 5.
Количество голосов: 6.


поделиться:
Оставить комментарий

Никто пока не оставил своего комментария на этой странице. Будьте первым!

Обратный звонок